amlinski_irina (amlinski_irina) wrote,
amlinski_irina
amlinski_irina

ЖИЛИЩНЫЙ ТРАКТАТ ОТ МИХАИЛА БУЛГАКОВА. ПРОДОЛЖЕНИЕ

Глава VII. Жилищный трактат от Михаила Афанасьевича Булгакова.
ИЗ ПЕРВОЙ КНИГИ «12 СТУЛЬЕВ ОТ МИХАИЛА БУЛГАКОВА». НАЧАЛО: https://amlinski-irina.livejournal.com/3286.html

В книге Лидии Марковны Яновской об И. Ильфе и Е.  Петрове «Почему вы пишите смешно?» есть такие строки:

«Они отдавали роману весь свой опыт, общий и индивидуальный. Слесарь, живший по соседству с И. Ильфом и с великим громом строивший у себя в комнате мотоцикл, превращался в Полесова. Черты какого-то двоюродного дяди Евгения Петрова воплощались в Воробьянинове».

Информация, представленная Яновской базируется на воспоминаниях, поэтому у меня нет права не доверять ей. Может, сосед Ильфа и строил у себя в комнате мотоцикл. Может, был у Петрова дядя. Наверное, был. Это не важно. Не важно потому, что описывал события, связанные со слесарем-соседом и домом, вернее комнатой, которую занимал Ильф, не Евгений Петров. И не Илья Ильф, а Михаил Булгаков, который за два года до публикации романа «12 стульев» написал об этом, посетив Ильфа в его комнате, куда был приглашен в гости. Булгаков, который, как никто умел сатирически подать материал. Поэтому для того, чтобы взглянуть читателю на жилищные условия, в которых проживал Ильф, достаточно прочесть отрывок из рассказа «Трактат о жилище», написанный Булгаковым в 1926 году. Именно благодаря его умению обращать на все свой пытливый писательский взгляд, мы имеем представление о жилищных условиях Москвы 85-летней давности:

«Условимся раз и навсегда: жилище есть основной камень жизни человеческой. Примем за аксиому: без жилища человек существовать не может. Теперь в дополнение к этому, сообщаю всем, проживающим в Берлине, Париже, Лондоне и прочих местах – квартир в Москве нету. Как же там живут? А вот так-с и живут. Без квартир…

Но этого мало – последние три года убедили меня, и совершенно определенно, в том, что москвичи утратили и самое понятие слова «квартира» и словом  этим наивно называют  что попало. Так, например, недавно один из моих знакомых журналистов на моих глазах получил бумажку:

«Предоставить товарищу такому-то квартиру в доме № 7 (там, где типография)». Подпись и круглая жирная печать.

Товарищу такому-то квартира была предоставлена, и у товарища такого-то я вечером побывал. На лестнице без перил были разлиты щи, и поперек лестницы висел оборванным толстый, как уж, кабель. В верхнем этаже, пройдя по слою битого стекла мимо окон, половина из которых была забрана досками, я попал в тупое и темное пространство и в нем начал кричать. На крик ответила полоса света и, войдя куда-то, я нашел своего приятеля. Куда я вошел? Черт меня знает! Было что-то темное, как шахта, разделенное фанерными перегородками на пять отделений, представ- ляющих собой большие продолговатые картонки для шляп. В средней картонке сидел приятель на кровати, рядом с приятелем его жена, а рядом с женой брат приятеля, и означенный брат, не вставая с постели, а лишь протянув руку, на противоположной стене углем рисовал портрет жены. Жена читала «Тарзана».

Эти трое жили в трубке телефона. Представьте себе вы, живущие в Бер- лине, как бы вы себя чувствовали, если б вас поселили в трубке. Шепот, звук упавшей на пол спички был слышен через все картонки, а ихняя была средняя.

  • Маня! (из крайней картонки).

  • Ну? (из противоположной крайней).

  • У тебя есть сахар? (из крайней).

  • В Люстгартене, в центре Берлина, собралась многотысячная демонстра- ция рабочих с красными знаменами... (из соседней правой).

  • Конфеты есть... (из противоположной крайней).

  • Свинья ты! (из соседней левой).

  • В половину восьмого вместе пойдем!

  • Вытри ты ему нос, пожалуйста...


Через десять минут начался кошмар: я перестал понимать, что я говорю, а что не я, и мой слух улавливал посторонние вещи. Китайцы, специалисты по части пыток, просто щенки. Такой штуки им ни в жизнь не изобрести.


  • Как же вы сюда попали? Го-го-го!.. Советская делегация в сопровождении советской колонии отправились на могилу Карла Маркса... Ну?! Вот тебе, и ну! Благодарю вас, я пил... С конфетами?.. Ну, их к чертям!.. Свинья, свинья, свинья! Выбрось его вон! А вы где?.. В Киото и Иокогаме... Не ври, не ври, скотина, я давно уже вижу!.. Как, уборной нету?!»


А теперь для сравнения прочтем описание жилища в общежитии студентов-химиков из романа «12 стульев»:

«По лестнице, шедшей винтом, компаньоны поднялись в мезонин. Боль- шая комната мезонина была разрезана фанерными перегородками на длинные ломти, в два аршина ширины каждый. Комнаты были похожи на ученические пеналы, с тем только отличием, что, кроме карандашей и ручек, здесь были люди и примусы.


  • Ты дома, Коля? – тихо спросил Остап, остановившись у центральной двери.

В ответ на это во всех пяти пеналах завозились и загалдели.

  • Дома, – ответили за дверью.

  • Опять к этому дураку гости спозаранку пришли! – зашептал женский голос из крайнего пенала слева.

  • Да дайте же человеку поспать! – буркнул пенал № 2.

В третьем пенале радостно зашептали:

  • К Кольке из милиции пришли. За вчерашнее стекло.

В пятом пенале молчали. Там ржал примус и целовались.

Остап толкнул ногою дверь. Все фанерное сооружение затряслось, и кон- цессионеры проникли в Колькино ущелье. Картина, представившаяся взору Остапа, при внешней своей невинности, была ужасна. В комнате из мебели был только матрац в красную полоску, лежавший на двух кирпичах.
<…> Не удивил его и сам Колька, сидящий на матраце с ногами. Но рядом с Колькой сидело такое небесное создание, что Остап сразу омрачился. Такие создания никогда не бывают деловыми знакомыми – для этого у них слишком голубые глаза и чистая шея. Это любовницы или еще хуже – это жены, и жены любимые».

Для удобства сравнения представленных описаний жилищ воспользуемся таблицей.

рассказ «Трактат о жилище» роман «12 стульев»
«В верхнем этаже» «По лестнице, шедшей винтом компаньоны поднялись в мезонин»
Искомое помещение расположено выше уровня первого этажа
«разделенное фанерными перегородками на пять отделений, представляющих собой большие продолговатые картонки для шляп» «комнаты были похожи на ученические пеналы»;
«в пятом молчали»
Искомое помещение разделено на пять частей, деление помещения – не на сектора, не на квадраты, а на вытянутые прямоугольники
«в средней картонке» «остановившись у центральной двери»
Нужная комната – в обоих описаниях – расположена посередине
«шепот, звук упавшей на пол спички был слышен через все картонки» «в третьем пенале радостно зашумели»;
«- Да дайте же человеку поспать, - буркнул пенал №2»
Свободная проходимость звука в обоих описываемых помещениях
«я нашел своего приятеля. Сидел приятель на кровати, рядом с приятелем его жена»
Нищета обстановки: из мебели - только кровать
«Колька, сидящий на матраце. Рядом с Колькой сидело такое небесное создание»
«это жены, и жены любимые»
Нищета обстановки: из мебели только матрац
Искомый человек сидит на матраце/кровати, рядом с ним  - не знакомая, не любовница, а жена
«Сидел приятель на кровати, рядом с приятелем его жена, а рядом с женой брат приятеля»
Состав присутствующих: 4 человека, 3 мужчины и 1 женщина
В комнате – супруги Калачевы: Коля и Лиза. Двое вошедших – Бендер и Ворбьянинов.
Состав присутствующих: 4 человека, 3 мужчины и 1 женщина


Как видишь, читатель, описание помещений построено на одной и той же элементной базе, плюс к этому идентичны и описания впечатлений автора: он поражен малогабаритностью комнаты, свободной проходимости звука и нищей обстановкой. В обоих описаниях герой с радостью покидает помещение. Автор «Трактата о жилише» так резюмирует увиденное:

«Боже ты мой! Я ушел, не медля ни секунды, а они остались. Я прожил четверть часа в этой картонке, а они живут 7 (семь) месяцев.
Да, дорогие граждане, когда я явился к себе домой, я впервые почувствовал, что все на свете относительно и условно. Мне померещилось, что я живу во дворце, и у каждой двери стоит напудренный лакей в красной ливрее, и царит мертвая тишина. Тишина – это великая вещь, дар богов и рай – это есть тишина. А между тем дверь у меня всегда одна (равно, как и комната) и выходит эта дверь непосредственно в коридор, а наискось живет знаменитый Василий Иванович со своею знаменитой женой».
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • ДЕНЬ ТВ. от 8 февраля 2020 года "КТО НАПИСАЛ 12 СТУЛЬЕВ"

    СЕРДЕЧНАЯ БЛАГОДАРНОСТЬ ДИОНИСУ КАПТАРЮ И ВЛАДИМИРУ КОЗАРОВЕЦКОМУ за смелость иметь свое мнение, за бескорыстную помощь в распространении…

  • БЛАГОДАРНОСТЬ

    Как обидно бывает, когда хочешь человеку написать что-то хорошее, а оставить комментарий нельзя, поскольку я не в числе друзей. Вдвойне обидно,…

  • ЗАМЕТКА НА ПАМЯТЬ

    Гуляя по страницам ЖЖ, наткнулась на пост с заглавием "То, что случилось с нами после 1917 года – это лучшее, что было у нас за всю нашу…

  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 11 comments

Recent Posts from This Journal

  • ДЕНЬ ТВ. от 8 февраля 2020 года "КТО НАПИСАЛ 12 СТУЛЬЕВ"

    СЕРДЕЧНАЯ БЛАГОДАРНОСТЬ ДИОНИСУ КАПТАРЮ И ВЛАДИМИРУ КОЗАРОВЕЦКОМУ за смелость иметь свое мнение, за бескорыстную помощь в распространении…

  • БЛАГОДАРНОСТЬ

    Как обидно бывает, когда хочешь человеку написать что-то хорошее, а оставить комментарий нельзя, поскольку я не в числе друзей. Вдвойне обидно,…

  • ЗАМЕТКА НА ПАМЯТЬ

    Гуляя по страницам ЖЖ, наткнулась на пост с заглавием "То, что случилось с нами после 1917 года – это лучшее, что было у нас за всю нашу…